Постепенно набирающий ход летний сезон продолжил преподносить
кинозрителям масштабные многомиллионные проекты, а вместе с ними
и новые относительные успехи и неудачи.
На этот раз прокатный график предусматривал появление в прокате одного из наиболее ожидаемых фильмов года «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»,
который, по мнению абсолютного большинства аналитиков киноиндустрии,
мог рассчитывать на кассу премьерного уик-энда в размере 75-85 млн.
долларов. Напомним, что два с половиной года назад первый фильм по серии бестселлеров британского писателя К.С. Льюиса
заработал за стартовую трёхдневку 65,6 млн. долларов, а по завершении
кинопроката финальные сборы составили огромную сумму в 291,7 долларов.
Ещё больший успех ждал киноленту в международном прокате (453,1 млн.
долларов) и на рынке домашнего видео — состоявшийся в мае 2006 года DVD
релиз «Льва, колдуньи и волшебного шкафа» возглавил ежегодный чарт продаж в США и многих других странах.
Учитывая всё это, а также тот факт, что сиквелу была предоставлена
возможность дебютировать в гордом одиночестве, мало кто мог
сомневаться, что «Принцу Каспиану»
суждено показать превосходный результат и стать одним из самых кассовых
фильмов года, однако действительность оказалась куда более суровой для
200-миллионного блокбастера. Несмотря на появление на экранах
8400 кинозалов в 3929 кинотеатрах (на 313 заведений больше, чем
у первого фильма), за первые три дня картина смогла заработать только
55 млн. долларов — в среднем далеко не выдающиеся по нынешним временам
14 007 долларов с кинотеатра.
Таким образом, касса премьерного уик-энда «Принца Каспиана»
на 16% уступила дебютным сборам «Льва, колдуньи и платяного шкафа»,
что, принимая во внимание во внимание летнюю дату выхода в прокат,
не может не настораживать. В то время как оригинальная картина за счёт
рождественских и новогодних праздников отличалась высокой стойкостью
в прокате (9 недель в топ-10) сиквелу придётся в условиях более жёсткой
конкуренции рассчитывать исключительно на свои силы. Ну а пока
приходится констатировать, что старт «Принца Каспиана» не оставляет
реальных надежд на повторение успеха оригинального фильма и даже при
самом оптимистичном варианте преодоление 200-миллионного рубежа
выглядит пределом возможностей для совместного проекта студий Disney
и Walden Media.
Пытаясь проанализировать причины относительной неудачи, в первую
очередь обращает на себя внимание значительное изменение общего
содержания киноленты, неизбежно повлекшее за собой изменение
зрительской аудитории. Если первый фильм представлял собой в первую
очередь приятное семейное кино с христианскими мотивами и моральными
элементами истории, идеально подходящее для сезона праздников,
то сиквел предлагал в первую очередь эпический экшн, сконцентрированный
вокруг нового героя, а не хорошо знакомых зрителям четвёрки детей
Певенси. Аналогичным образом рекламная кампания была главным образом
сосредоточена на персонаже Принца Каспиана и исполнителе его роли
британском актёре Бене Барнсе.
Как следствие, многие родители посчитали картину слишком напряжённой,
мрачной и даже жёстокой для своих юных отпрысков, что обернулось
значительно более возрастной аудиторией — 52% от всех посетителей
сеансов были старше 25 лет при равном соотношении мужской и женской
аудитории. Стоит отметить и то, что литературный первоисточник «Принца Каспиана»
значительно менее известен в англоязычных странах по сравнению с первой
книгой цикла о приключениях героев. По всей видимости, не самой удачной
оказалась и дата выхода в прокат — изначально премьера фильма была
запланирована на декабрь прошлого года, но из-за возникших во время
съёмочного процесса сложностей премьера была перенесена на середину мая.
Несмотря на то, что в целом результат картины был воспринят как
несомненное разочарование, студия Disney в своих первых комментариях
категорически отказалась принять такую точку зрения. По словам
вице-президента и руководителя отдела дистрибуции Чака Виана подобный
старт вполне можно назвать хорошим, хотя и не выдающимся, а позитивные
отзывы посмотревших картину зрителей и то, что на сеансах можно было
увидеть в большом количестве представителей всех возрастных групп,
внушает определённый оптимизм. Как бы то ни было, именно результат
«Принца Каспиана» привёл к тому, что общая касса фильмов первой десятки
(124,8 млн. долларов) стала худшей среди аналогичных уик-эндов
за последние семь лет, уступив показателям 2007 и 2006 годов
соответственно 27 и 18%.
Кинолента Джона Фавро «Железный человек»
снова преподнесла отличный подарок своим создателям, заработав
за выходные 31,8 млн. долларов — восьмой результат для третьих
уик-эндов за всю историю и лучший с июля позапрошлого года, когда «Сундук мертвеца»
отправил в свою копилку сумму в 35,2 млн. долларов. Падение
по сравнению с кассой предыдущего уик-энда составило 37,8%, в то время
как большинство экранизаций комиксов в лучшем случае довольствовались
45-50% потерями. Общая касса проекта после трёх недель проката
составляет 223,1 млн. долларов, что позволяет в самом скором времени
преодолеть финальную кассу «Людей Икс 3» (234,4 млн.), уступая среди кинокомиксов только трём фильмам френчайза «Человека-паука».
Более того, с такой высокой стойкостью в прокате шансы картины
на преодоление престижнейшего 300-миллионного рубежа растут с каждым
днём, становясь более чем реальной задачей.
Романтическая комедия «Однажды в Вегасе»
в свою очередь также отлично провела уик-энд, собрав за трёхдневку
13,9 млн. долларов при 31% падении. За десять дней в прокате картина
сумела заработать 40,3 млн. долларов, преодолев тем самым порог
номинальной самоокупаемости, и может рассчитывать на финальные сборы
в размере 70-80 млн. долларов.
Полностью противоположная судьба постигла 120-миллионную картину братьев Вачовски «Спиди Гонщик»,
которая так и не смогла хоть как-то исправить ситуацию после
провального старта. По сравнению с премьерным уик-эндом число проданных
билетов уменьшилось на 56,3%, а в денежном выражении выручка составила
жалкую сумму в 8,12 млн. долларов. Общая касса картины, уже сейчас
по мнению многих застолбившей за собой звание главного разочарования
года, составляет 30,3 млн. долларов. Ничуть не лучше обстоят дела
и в международном прокате — 7,2 млн. за уик-энд в 39 территориях, всего
24 млн. долларов.
Минувший уик-энд в целом сложился весьма удачно для заполонивших чарт
комедийных проектов, каждый из которых отметился наименьшими потерями
за всё время пребывания в прокате. Пятое место в этой компании
досталось «Другу невесты», заработавшему 4,7 млн. долларов в третий уик-энд (всего 33,9 млн.). Комедия «Ой, мамочки»
показала лучший результат из всех фильмов в широком прокате, потеряв
лишь 24,8% от сборов предыдущего уик-энда. За выходные картина
пополнила свою копилку на 4,68 млн. долларов и довела свою общую кассу
до 47,3 млн. долларов.
Комедийный проект «В пролёте»
завершил уик-энд на седьмой позиции с кассой уик-энда в 2,79 млн.
долларов. На банковском счету 30-миллионной киноленты на данный момент
пребывает сумма в 55,3 млн. долларов. Сиквел «Гарольд и Кумар 2»
добавил к своей выручке 2 млн. долларов, увеличив общий размер
освоенной американской валюты до 34,1 млн. долларов при 12-миллионном
бюджете.
Приключенческая фэнтези-картина «Запретное царство»
в пятые выходные проката смогла заработать 1,07 млн. долларов, попутно
преодолев при этом 50-миллионную отметку (50,4 млн.). Независимая
кинолента «Посетитель»,
показывающая неплохие результаты в течение шести недель ограниченного
проката, финишировала десятой с достаточно скромной кассой уик-энда
в 672 тыс. долларов в 224 кинотеатрах. За весь этот период в копилке
проекта осела сумма в 3,39 млн. долларов.
В последний понедельник мая Америка традиционно отмечает День Памяти
павших (Memorial Day), что для киноиндустрии означает четырёхдневный
уик-энд и одну из наиболее привлекательных дат для выхода фильма
в прокат. Уже в четверг на экранах более чем 3900 кинотеатров
дебютирует, по общему мнению, самый ожидаемый фильм не только летнего
сезона, но и всего года — приключенческая лента «Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа».
Спустя 19 лет, прошедших с момента выхода последней картины френчайза,
на волне немыслимого ажиотажа и в целом благоприятных отзывов критиков
знаменитый археолог возвращается на экраны кинотеатров по всему миру,
что практически гарантирует колоссальные сборы.
Примечательно, что два предыдущих фильма френчайза в далёкие 80-е
становились обладателями рекордных результатов премьерного уик-энда.
В 1984 году кинолента «Индиана Джонс и Храм Судьбы»
в аналогичный майский уик-энд собрала 25,3 млн. долларов
в 1687 кинотеатрах — рекорд продержался ровно три года, до выхода
комедийного боевика «Полицейский из Беверли-Хиллз 2»
(26,3 млн. в мае 1987 года). Общая касса «Храма судьбы» составила
179,9 млн. долларов, что с учётом инфляции примерно соответствует
368,3 млн. долларов на настоящий момент. Пятью годами позже, в мае
1989 года, третий фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
заработал на старте 29,4 млн. долларов в 2327 кинотеатрах, а завершил
прокат с финальными сборами в 197,2 млн. долларов (340 млн. с учётом
инфляции). Правда, в отличие от своего предшественника этот рекорд
не продержался даже месяца — в июне 1989 года его последовательно
обновили «Охотники за привидениями 2» (29,5 млн.) и, поднявшийся на абсолютно новый уровень «Бэтмэн» Тима Бёртона (40,5 млн.).